Дверь и Ключ

В каждом городе есть Главная дверь. Или несколько Главных дверей. Времена меняются, нравы тоже, государства стираются с политической карты, а Главные двери всё так же раскрываются и закрываются, храня за своими створками жемчуга тайн и жезлы власти.
Таких дверей у нас в городе сейчас две. Остальные сметены войной и временем. Первейшая и древнейшая по местоположению – в Кафедральном соборе на острове.
Другая, не попорченная войною и потому пережившая советскую эпоху без реставрации – в губернском правительстве.
Само здание – огромное, с двумя внутренними дворами (дом-квартал, кстати), спроектировано Фридрихом Ларсом в 1928г.
Вообще-то весь этот городской узел есть блестящий образец кёнигсбергского планировочного кода, который виден лишь вооруженным взглядом, и который без ключа не открывается неискушённому прогульщику.
Ключом для всего этого узла является овал (эллипс). Вернее, овалы: их здесь шесть.
Первый и самый малый на постаменте Шиллера. Внутри овала написано имя и годы жизни поэта и драматурга.
Последний и самый большой виден нам только фрагментарно, как часть дуги, по которой идёт изгиб начала улицы Дмитрия Донского (старой дороги на Пиллау), и синхронно с которой изгибается главный фасад здания бывшего провинциального финансового ведомства.
Между ними, большим и малым, поместились два парных средних овала. А именно, старая чаша фонтана с внутренним возвышением (по форме - один овал вложен в другой) имела невидимую симметрию в здании нынешнего ДД-1, которое Ларс спроектировал в 30-е годы. От входной двери здания после небольшого тамбура идёт овальный холл с атриумом между первым и вторым этажом. Очень роскошное и при этом сдержанное решение. Так вот, по своей форме и размеру холл и атриум повторяет форму и размеры двух овалов фонтана (!), расположенного около драмтеатра. Невидимая игра форм и размеров, которая говорит о Ларсе как о человеке, который умеет нанизывать скрытые взаимоотношения и творить «диалог» пространственных элементов.
А если есть один элемент такого диалога, что ничто не мешает предположить, что их несколько, и что диалог весьма длителен, и за ним стоит нечто большее, чем просто архитектурное воображение…

(см. продолжение)
ГОРОДСКАЯ НАВИГАЦИЯ. (Прогулки по Калининграду-2)
МАРЦИПАНОВА поляна
Кракатук
ИСТОРИИ из Тыквенной беседки
Дверь и Ключ (продолжение)
Hosted by uCoz