Улицы для людей 

Одинокий "немец" среди советский пятиэтажек

Улицы бывают для людей и для машин. В европейских городах, каждый из которых несёт в себе груз древней истории, большинство улиц для людей, и потому люди их любят и по ним гуляют. В американских, в США, большинство улиц для машин, и потому там гуляют в парках и между заведениями культурного времяпрепровождения. У нас в Калининграде… и не так, и не эдак, а как-то иначе.

Существует малоизвестная формула комфортности города, вытекающая из отношения количества населения и количества улиц. По ней комфортно устроенный город, скажем, с населением в 500 тысяч человек, должен иметь примерно 1200 улиц.
В Калининграде сегодня немногим более 800.
Этот дефицит возник, во-первых, потому что практически все улицы средневекового Кёнигсберга были снесены вместе с Альтштадтом, Кнайпхофом и Лёбенихтом. И, во-вторых, советская концепция микрорайонной застройки располагала дома без квартальной сетки улиц, заменяя их анемичными "местными проездами".
Поясню разницу. "Местный проезд" – это экономичная тропинка (часто тупиковая) к задам дома. Она не является улицей, потому что: не имеет качественного уличного покрытия (технологического "пирога" из гальки, песка и асфальта в несколько слоёв), не имеет регламентов в виде, например, "красных линий", не имеет ливнёвки, адресной ориентированности и не имеет освещения. То есть – тропинка во всех смыслах.
В результате строительства микрорайонов нарушается адресная вменяемость, и дома стоят друг у друга во дворах, не имея ни главного фасада, ни, по большому счёту, своего двора. Мы ведь не станем называть это автомобильное стойбище с одинокой качелькой и загаженной песочницей – двором?
В результате вместо десятка кёнигсбергских улиц в районе ул. Соммера у нас их там три; в конце Горького несколько микрорайонов дали нам всего с десяток улиц вместо сорока. Я уж не говорю про советскую застройку Балтрайона: минус сто улиц.
В итоговом результате получаем, что микрорайон хоть и дешевле, но он даёт нам город гораздо худшего качества, чем квартал. Ни для гуляния, и даже не для жизни, а для – скажем, - для "переночевал и свалил".
Дело усугубляется тем, что современные российские архитекторы в массе своей не умеют проектировать кварталы. Поэтому Сельма – это проектная идеология 70-х, построенная в 90-х и которая строится дальше в виде планировочного динозавра. Транзитных улиц всего три, и проехать в урочное время тяжело: пробки, как в Москве…
Наш город последние 50 лет сидит на уличной диете, проектировщики и застройщики недодают ему улиц из года в год, десятилетиями. Может, в консерватории что-то подправить, как говорилось в одной миниатюре Жванецкого?

На главную
Прогулки-2
Городской конструктор

Hosted by uCoz