Самосознание калининградцев (часть 2)
на главную Самосознание калининградцев (часть 1) Эссе и архитектурная критика

86-93 ЕВРО-РОМАНТИЗМ И ПРЕОДОЛЕНИЕ БЫЛОГО ОТЧУЖДЕНИЯ. «Первые» и «первое».

Объявленная Горбачёвым «перестройка и гласность» выпустили таившиеся под спудом самодеятельные токи в местном сообществе. Процесс дрейфа соседних республик в сторону независимости и крах коммунистической идеологии образовал вакуум в культурно-социальных архетипах. События в стране сильнее и важнее событий на местах, поэтому «местная составляющая» проявлялась почти исключительно в приоткрытии немецкого периода истории области для публичного оборота.
Тогда же, на волне перестроечных переименований в СССР-России, возникли первые публичные дискуссии о переименовании Калининграда. Это можно обобщить как просыпание публичного «местного самосознания». В обществе бродят токи ожидания: «Придёт просвещённая Европа и осенит нас своими благами» - некая романтическая надежда в сторону абстрактной "Европы". Начался «ностальгический туризм» со стороны немцев, параллельно – первые неформальные контакты с немецкими и польскими деятелями.
В то же время организовались именные культурные фонды (Гофмана, филиала фонда Пушкина, и др.). Председатель Фонда культуры, созданного в 1987 году, Юрий Иванов, активно начал выступать в прессе по поводу воссоединения с прошлым этой земли. В противовес «замороженным» официальным политикам он взял на себя ответственность протянуть руку дружбы и понимания землячествам Восточный Пруссии. С немецкой стороны таким политиком стала графиня Марион Дёнхоф. Её попечением, усилиями Юрия Иванова и при поддержке администрации области в город в 1992г возвращается статуя Канта работы Рауха. Это был первый "акт прямого восстановления" за послевоенные годы.
После снятие идеологического "табу" воспоследовали первые, пока еще "самодельные", публикации по истории края. Тогда же произошли первые публичные обсуждения архитектурно-градостроительных идей по поводу «наследств»: предложения ленинградских архитекторов о создании на острове Канта «колоннады Гофмана» и альтернативного проекта Юрия Забуги. Это был первый опыт культурного соседства "двух Историй" – немецкой и советской (российской) на этой земле.
В период перестройки размножились по стране (в том числе и в нашей области) "исследователи тонких материй" – "энергетисты" и медиаторы "тонкого мира". Вычислив по своим книгам, что грядёт на Калининград атака "тёмных сил", они летней ночью собрались в руине Кафедрального собора на острове Канта (Кнайпхоф) и совершили какой-то свой обряд воспрепятствования злым силам. Вскоре после этого силами Одинцова, российского Минкульта и немецких пожертвований началось восстановление Кафедрального собора. Совпадение, однако…
Художники и иные представители творческих профессий серьёзно обсуждают создание в просёлке Железнодорожном, в замковой мельнице, "Колонии художников". Будем картины рисовать, туристы будут приезжать, покупать… не сложилось.


94-2001 "КТО МЫ?" НАЧАЛА ПРАГМАТИЗМА И ПОИСКИ НОВОГО МЕСТА в стране и Европе

Тогда калининградцы стали выбирать политику: состоялись первые альтернативные выборы мэров городов и губернатора. На территории области стартовали несколько международных программ – ТАСИС, и др., - но и без них и местные власти, и частные лица начали сотрудничать с европейскими структурами как в бизнесе и культуре. "Закрытая область" окончательно распечаталась; абстрактный прежде Запад предстал в виде конкретных людей и культурных проектов. В этой связи тлеющий прежде вопрос идентичности, своего места в новой системе опознания культурно-исторических реалий публично обсуждается несколькими авторами, каждый из которых предлагает свою версию.
Аэм Спэшл! Поиск новой региональной идентичности вылился, в частности, в формулирование термина «особость калининградцев» и начало его эксплуатации на просторах России. Тогда же местные политики попробовали (для выбивания субвенций) в отношении с Москвой разыграть карту «сепаратизма». В конце концов, они прагматично отказались от игры в «автономный европейский дрейф» и стали использовать формулу «особости» калининградцев как некоего компромиссного риторического оператора, обозначающего признак "малой европеистости" в рамках общероссийской политики. Эдакая "коза" унификаторам из Москвы.
В общем пафосе обращения к культурным ценностям и в параллель "отдания дани немецкому прошлому" – в Калининграде установили памятники Пушнику и Кутузову. Тогда же началось строительство православного собора на площади Победы, - да и вообще, по всей области массово строятся церкви разных конфессий, не только православной.
Публичная "европеистость" области дала непредсказуемый эффект: сюда массово стали мигрировать из бывших республик СССР (в течение десятилетия в область въехало около трети новых жителей).
В этот период был издан обширный список книг «краеведческой» тематики – как художественных, так и исторических и документальных, как местных авторов, так и переводных. Прежнее табу преодолено в области информации практически полностью. Наступила пора практического освоения наследства, - "употребления истории в жизнь", в первую очередь в архитектурном смысле.


2001 - 2005 - …"МЫ - РУССКИЕ В ЕВРОПЕ". Новый прагматизм на фоне глобальной шахматной партии

Вступление Литвы и Польши в ЕС привело фактически к появлению «транспортного сита», которое сделало доступность области для остальных жителей России (и наоборот) зависимой от виз и загранпаспортов. В результате более трети молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет (38%) ни разу не были в «материковой России, при этом в западных странах побывали 35% представителей этой возрастной категории.
После преодоления последствия дефолта наступил строительный бум. 15 лет ничего не строили, а тут – строится и покупается много жилья; растут офисные и торговые комплексы. В связи с этим активизировались дискуссии об архитектурном облике городов области, в первую голову Калининграда. В лидерах – эклектика "а-ля-кёнигсберг".
С 2001 года группа общественных деятелей осуществила то, что можно назвать «культурной провокацией». Доселе все предыдущие годы Калининград официально праздновал свои 30, 40 и 50-летия. Калининградский региональный Фонд культуры зимой 2001 года сформулировал программу действий, в том числе и через СМИ, по поводу предстоящего юбилея с целью формирования общественного мнения. Сначала это была «разъяснительная работа» через СМИ (городу скоро будет не 60 лет, а 750 лет – потому-то и потому-то), а потом, через «Форум идей» - и концептуальная проработка праздничных проектов. Калининградские журналисты подхватили и начали активно дискутировать эту тему. Совместными усилиями журналистов и «инициативной группы» общественное мнение было подготовлено к «смене вех» и, соответственно, к этому были принуждены сначала федеральные, а затем и региональные органы власти (муниципальные были "за" почти с самого начала).
Тогда же, в начале 2000-х, было совершено два акта Арт-магии. Шведская арт-группа "Ракета" сделала акцию по "освещению Дома Советов": компьютерно осветила окна на фотографии монстра так, что он из мёртвого стал живым. Вскоре Дом Советов покрасили и стали делать в нём ремонт. Тогда же группа арт-товарищей провела акцию "наведение мостов", перебрасывая сталкерские гаечки в тех местах, где раньше пролегали кёнигсбергские мосты. Один из них под именем "Юбилейный" был вскоре восстановлен. Тенденция, однако…
И вот – долгожданный юбилей Калининграда и области, Рубикон и рубеж. 750-летие Калининграда зафиксировало в общественном сознании общность исторических координат для Калининграда и Кёнигсберга, прямо или косвенно признав относительную преемственность нынешней эпохи и прошлых эпох. «Советский отсчёт» истории окончательно демонтирован, расколдовав часть местных смыслов о мире и о себе.
Немаловажно, что подготовка к празднику сломала у властей хозяйственную постсоветскую апатию, отвычку от продуктивного действия: дороги можно делать хорошо! Это – открытие для всех. Деньги можно не пилить! Это открытие для некоторых… Для жителей области два юбилея дали хоть и странную, половинчатую, но легитимность взыскуемой "русской европейскости". Да, где-то там ведётся глобальная шахматная игра, но Россия сильна – и мы спокойны. Мы, калининградцы, будем играть в нарды. Или в Го. Или в европейских россиян. Игр-то много…


Александр Попадин, Калининград, осень 2006.

Hosted by uCoz