ФАХВЕРК

"Фахверк" в переводе с немецкого означает "просто конструкция".

Она и впрямь простая, эта конструкция, доступная в своей простоте любому селянину. Делается деревянный каркас-рама в виде домика, для жёсткости перетянутый накрест деревянными балками. Рама эта ставится на фундамент, и закладывается кирпичами (в городе) или тростником с глиною и штукатуркой (на селе).

Бывший сельский низкобюджетный принцип строительства с началом 21 века стал вдруг чрезвычайно моден. Настолько моден, что фахверк стали рисовать чёрными полосками на штукатурке кирпичных или газосиликатных домов, указуя на древность, историчность и "европейские традиции" (см. "Рыбную деревню"). Т.е. на "кёнигсберщину".
Как и всякая "щина", эта мало похожа на свой прототип, и потому, чтобы у неискушённой публики не сбилась точка координат, вспомним несколько адресов фахверка настоящего, подлинного.

Ну, для начала – несколько особняков в Амалинау и Марауненхофе (ул. Кутузова и Тельмана соответственно), которые уже сами были стилизацией, - технологически достоверной, но по контексту уже иной, чем "исторический "фахверк". Следуя моде рубежа 19-20 веков, дома в "сельском стиле" на втором этаже и мансарде имели откровенно фахверковую причудливую конструкцию, со сложной крышей и множественными причудами в сочетании форм.

Настоящего же фахверка, а не стилизации 100-летней давности, у нас сохранилось немного . Среди краткого списка назову домик-гараж на 2 машины, стоящий на углу РепинаМенжинского. Приделок к парадному краснокир-пичному общественному зданию, он стоит на задворках последнего и до сих пор выполняет гаражную функцию. Никаких декоративных кудрей – просто конструкция просто гаража. Как оно и было когда-то.
Но самый впечатляющий фахверк, который я видел во всей калининградской области, скрыт пятиэтажкой-хрущёвкой по аллее Смелых. Сворачивая с неё на ул. Белгородскую, во дворе пятиэтажки вдруг обнаруживаешь за забором огромный трёхэтажный склад-ангар-сарай протяжённостью в трехподъездный дом, вымазанный облупившейся зелёной краской. Этот младший брат знаменитых ластадий до сих пор состоит на службе. Военной. У ворот на территорию склада лежит обычно дворняга на цепи, а рядом, на скамейке, сидит тётка в ватнике (летом – в безразмерном камуфляже), и с удивлением (так как все знают, что охрана здесь для проформы – охранять-то нечего!) спрашивает любопытствующих: ребята, вам чего?
- Да вот склад посмотреть…
- Нечего тут смотреть, вы же видите – сарай как сарай. Еле на земле стоит, не смотрите на него пристально…

Облупленные бока, деревянные ставни на втором этаже (первейший признак складской породы), кружева треугольников, как в детском конструкторе, сельская простота форм и – НАТУРАЛЬНОСТЬ. Как натурально молоко из-под коровы. Из этих редких элементов состоит этот обычный сарай-склад середины 19 века. Необычного в нём то, что он каким-то чудом (собственно, благодарить надо военных) дожил практически в неизменном состоянии до начала 21 века.
Году в 2000-м рядом во дворе находился гаичный пункт регистрации автомобилей, и я помню безучастие автомобилистов к такой древлянской чудовине. В тысячах глазах он отразился фоном, а котором разворачивалась драма встречи автолюбителя с госмашиной. Кто хоть раз искал в новокупленной машине, где выбит номер на кузове и на двигателе, кто хоть раз лихорадочно протирал их тряпочкой на спирту – помнит ли он, что в этот момент происходило вокруг? Помнит ли невеста лица и интерьеры, окружавшие её в день свадьбы? Никто почти не помнит! Так и этот сарай промелькнул неопознанным раритетом для тысячи людей, и стоит, так до сих пор не увиденный почти никем, провалившись в слепое пятно взгляда.
Просто конструкция.

На главную

Городской конструктор

Средневековая улица

Hosted by uCoz